Образование для всех - XXI век
о проекте как пользоваться порталом контакты обратная связь
   
 
 
   
 
 
войти / зарегистрироваться (для возможности добавления своих материалов)

Перейти к ленте событий

Изучение особенностей интеллектуально-творческой одаренности младших школьников в процессе обучения.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Все это обусловливает актуальность исследуемой нами проблемы.
Целью нашего исследования было изучить особенности интеллектуально-творческой одаренности младших школьников в процессе обучения.

Приходько В.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А. П. Чехова», учитель начальных классов высшей категории МАОУ гимназии «Мариинская», г. Таганрог

Раннее выявление, обучение и воспитание творчески и интеллектуально одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В настоящее время исследуются особенности развития одаренных детей и школьников (Е.С.Белова, Е.Н.Задорина, И.П.Ищенко), уделяется внимание диагностике одаренности (И.С.Аверина, Е.И.Щебланова и др.), разрабатываются рекомендации, программы и технологии для работы с одаренными детьми (А.В.Кулемзина, Н.Б.Шумакова и др.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

Все это обусловливает актуальность исследуемой нами проблемы.

Целью нашего исследования было изучить особенности интеллектуально-творческой одаренности младших школьников в процессе обучения.

Предметом исследования явилось развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных младших школьников.

Объект исследования – педагогический процесс в начальной школе.

Задачи исследования:

  • изучить научную литературу зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности;
  • раскрыть понятие одаренности;
  • показать особенность развития одаренных детей;
  • рассмотреть методы диагностики одаренности учащихся;
  • выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей;
  • составить проект программы работы с одаренными детьми.

Методологическую основу нашего исследования составили комплексный характер рассмотрения проблемы сквозь призму ряда антропологических наук, изучение ее в динамике и в совокупности с другими близкими явлениями, а также гуманизация детства, учет фактора социальной обусловленности образовательного процесса, диалектический подход к решению проблемы.

Практическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что изученные методы диагностики, методические рекомендации и работа в целом могут оказать существенную помощь учителям, воспитателям, студентам и всем тем, кто работает с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Под одарённостью ребёнка понимается более высокая, чем у сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одарённость» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы нами были выделены следующие виды одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская и спортивная. Выделение многих видов одаренности служит важной цели – привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Иногда умного не по годам ребенка называют вундеркиндом. Это выражение пришло из немецкого языка («вундер» — чудо, «киндер» — ребенок). Чаще этим словом называют ребенка с чрезвычайными успехами в каком-нибудь определенном виде деятельности — в музыке, рисовании, математике. Но иногда и у детей с высоким общим развитием обнаруживается такой уровень интеллекта, что и к ним вполне применимо это слово.

Основными условиями сохранения одаренности являются: внимательное отношение к особенностям психики ребенка, тактичный подход к его индивидуальности, к его мироощущению со стороны учителя.

В исследовании для данной работы принимали участие 2-а класс МОБУ СОШ №24 (программа «Школа 2100») и 2-б класс МАОУ гимназии «Мариинская» (программа развивающего обучения Л.В.Занкова) города Таганрога.

Основными методами исследования интеллектуально-творческого потенциала одаренных младших школьников были следующие:

  1. Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф. Тест интеллекта предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков.

    Учащимся предлагали изобразить на листе бумаги мужчину, причем просили сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал учащийся, как были учтены пропорции, перспектива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 73 элемента рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

    В возрасте 8 лет IQ = 100% примерно соответствует количество баллов, равное 26; в возрасте 9 лет – 31 балл.

    Во 2-а классе школы №24 у 8 учащихся уровень интеллекта ниже нормы, у остальных 18-ти ребят уровень интеллекта равен 100%, либо выше; во 2-б классе гимназии «Мариинская» учащихся с показателем ниже нормы нет, все ученики обладают уровнем интеллекта равным норме, либо выше.

  2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

    Целью этой методики являлось определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

    Для проведения использовались следующие материалы: лист А4, на каждом из которых нарисована одна фигура неопределённой формы, карандаш.

    В результате данного исследования выяснилось, что коэффициент оригинальности выше во 2-б классе гимназии «Мариинская» (3), во 2-а классе школы № 24 он составил – 2,07.

    Результаты:

    2-а класс
    • Низкий уровень к.ор – 8 человек;
    • Средний уровень к.ор – 14 человек;
    • Высокий уровень к.ор – 3 человека.
    2-б класс
    • Низкий уровень к.ор – 7 человек;
    • Средний уровень к.ор – 3 человека;
    • Высокий уровень к.ор – 9 человек.

  3. Работа с родителями одаренных младших школьников.

    Мы предложили родителям 2-б класса гимназии «Мариинская» заполнить карту одаренности.

    Методика была адресована педагогам и родителям. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

    Большинство учеников класса обладают спортивной, артистической и музыкальной одаренностью.

Опыт работы по данной теме возник и развивается в настоящее время в МАОУ гимназия «Мариинская» города Таганрога. Учебное учреждение обладает современной материально-технической базой: компьютерные кабинеты, оснащенные интерактивными досками, библиотека с читальным залом и выходом в интернет. Кабинет, в котором работает автор опыта, оборудован автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), компьютер подключен к локальной сети гимназии, имеет выход в Интернет. Все это позволяет организовать образовательный процесс на более высоком, современном уровне.

Одним из направлений деятельности гимназии является работа с одарёнными детьми. Переориентация отечественной системы образования на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменила отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной, художественной, творческой деятельности.

Учебный материал, используемый в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарный контекст, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

Деятельность педагога направлена на оказание помощи обучающимся в проявлении их творческих способностей, создание условий для формирования индивидуальной траектории их развития. В этом ключевая идея деятельности педагога, ведь гармоничное становление образа «Я» обучающегося невозможно без насыщенной, разнообразной и активной работы, в которой ученики могут приобрести ценнейший опыт общения и практику выстраивания позитивной жизненной стратегии. Внимание уделяется каждому ребёнку. Образовательный процесс организован таким образом, чтобы каждый обучающийся находил возможность для реализации своего творческого потенциала, участия в том или ином деле. Создание ситуации успеха, постоянная работа над формированием универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), уровневый подход к оценке достигнутых результатов позволяют поощрять продвижение ребёнка, выстраивать индивидуальную траекторию его развития с учётом «зоны ближайшего развития». У всех обучающихся в классе оформлены и постоянно пополняются портфели достижений. Применение такой накопительной системы оценки позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, развивать навыки самооценочной деятельности, формировать умение учиться. Всё это направлено на организацию образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

Нами были проведены следующие задания по развитию воображения и творческого мышления как составляющих одаренности:

  1. Домашнее сочинение на тему: «Сказка про Осень»

    Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Литературное чтение решает комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

  2. Классное сочинение на тему: «Письмо из будущего».

    Индивидуальная работа по развитию письменной речи, при активном включении одарённых детей в творческую деятельность повышает уровень их самостоятельности, помогает развивать их мыслительную деятельность и речь, способствует литературному творчеству. Эти занятия должны проводиться в системе, которая должна быть продумана в начале учебного года в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Работа с одарёнными детьми - это сложная работа, которая должна вестись родителями, учителями и учёными. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем.

Не каждый учитель умеет найти правильный подход к таким детям. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку педагога в поиске наилучшего использования таких способностей, как для него самого, так и для окружающих.

Очень важно, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей.

Необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребенка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.

 

 



ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ФОРУМ


Все материалы о конкурсе

г. Ростов-на-Дону, ул. Дачная, 97/85
+7 (863) 203-60-10

NEW! Новый тренинг "Психология нового образовательного пространства"

НТ-Групп
Визуализация информации
Наш технический партнер и консультант

Обсуждаем

  1. Мои первые шаги в технологии формативного оценивания
  2. Юбилейная выставка British Education and Training Technology
  3. Электронное учебно-методическое пособие для уроков по теме «ЛОГИКА»
  4. Проект "Компьютер времени".
  5. С Днем Учителя!
  6. Посоветуйте "лекарство" от зависимости!
  7. Новогодние подарки от SMART
  8. Как привести детей к «общему знаменателю»?
  9. Равнозначность физика и физрука - реальна?
  10. например, мои мысли по поводу системы