Образование для всех - XXI век
о проекте как пользоваться порталом контакты обратная связь
   
 
 
   
 
 
войти / зарегистрироваться (для возможности добавления своих материалов)

Перейти к ленте событий

Мои первые шаги в технологии формативного оценивания

Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Открыла для себя не так давно формативное оценивание,и, что называется, «заболела». Теперь вот вас собираюсь «заразить», если вы не возражаете.

Допускаю, правда, что это только для меня событие из разряда «открытия Америки», а вы давно и успешно все это используете в повседневной работе. Тогда поделитесь своим опытом и укажите на мои ошибки. Но вообще-то все поиски на просторах Интернета подробностей и примеров сводились территориально к Кыргызстану, а мои российские коллеги были «не в теме», из чего я сделала вывод, что у нас пока данная форма оценивания не получила широкого распространения. А ведь технология реально стоящая и, как показали мои первые попытки весьма и весьма эффективная! Поэтому несу на ваш суд.

С одной стороны, казалось бы, ничего нового - общий смысл можно свести к двум словам, всем нам прекрасно знакомым едва не с пеленок - «учись учиться». С другой -  технология довольно жестко ломает именно наши кровные привычки к оцениванию, как бы отнимает главный рычаг управления учениками. Мне, честно скажу, трудно было поначалу с собой бороться. Но, поверьте, оно того стоит! 

Основные компоненты данной технологии - эффективная обратная связь учителя с учеником, активное участие ученика в процессе собственного обучения, корректировка процесса обучения по результатам оценивания, признание безусловного влияния результатов оценивания на самоуважение и мотивацию учеников, и как результат, на учебу, и, наконец, умение школьников самостоятельно оценивать свои знания и умения.

В итоге мы получаем эффективную личностно-ориентированную форму оценивания. Но это только выглядит все так просто и легко. На деле же мои мучения начались с того, что я боролось со своей привычкой объявлять детям тему урока (а нередко и просто предлагала открыть учебник и прочитать ее на странице такой-то). Тут же пришлось научиться самой и научить детей с помощью проблемных вопросов, загадок, сказок осознавать учебную цель каждого урока и формировать их потребность в достижении этой цели.

Потом настала пора учиться строить алгоритм для успешного освоения цели - определять эдакие поэтапные индикаторы успеха, вводить некую сигнальную систему («понял», «не понял», «понял, но не все»). А ведь это уже, собственно, облегченная форма самооценивания!  Да и для меня было внове оценивать результат без привычного «Нет, неправильно, Петя, а ну-ка Маша как считает?». Здесь пришлось после каждого ответа ребенка стискивать зубы и улыбаться со словами «Спасибо, ты правильно указал длину и ширину, но вот чтобы узнать высоту, формула используется немного другая...» В таком плане, в общем.

Всего же в данной технологии обратная связь предоставляется в трех ипостасях: «напоминание» (для того, чтобы было правильно, посмотри там-то, вспомни то-то...) «поэтапная помощь» (наводящие вопросы, незаконченные фразы, побуждение к обобщительному описанию порядка действий, свода признаков...) и предоставление образца (ну,как в «Сберкассе» на стенде бланк-образец вывешивают:)) И что самое для меня эпатажное - письменные работы с подобными «намеками» возвращаются на доработку с договор ними сроками сдачи! А по результатам устных корректировок -ученики сами себя  и друг друга оценивают. Причем, вопреки моим опасениям, оценивают весьма объективно!!!

А еще я завела на своем столе такую фишку, как тетрадка «Помогите мне!», в которой ученики после уроков могут записать, что у них «не клеится».

Ну, вот такие нынче в моем классе новости. Как они вам?

Ильяс Суровцев : Анна, спасибо за статью. Не знаю, как пошла бы подобная технология у меня - все-таки старших довольно непросто, наверное, было бы переучить. Но вот тетрадочку такую я себе заведу - отличная находка!
01.10.2013 | нравится | 2 | ответить |
Анна Петрушева : Ильяс, спасибо за отзыв, а бояться попробовать не стоит - так ведь можно опасаться и того, что в тетрадочке студентки начнут в любви объясняться ;) Рискните. А потом нам расскажете...
01.10.2013 | нравится | 1 | ответить |
Нина Одвасова : Мне так совсем все рано. Да, если честно, Анна, сомневаюсь, что вообще приживается у нас: вот даже вы пишете, что - "сжав зубы". А представляете, сколько трещин в челюстях будет у наших педагогических дам с 30-летним стажем?! Куда ж они в светлое будущее без своих коронных "Садись, два!"?!! Хотя, конечно, сама технология шикарна. Только - утопична... Жаль...
01.10.2013 | нравится | 2 | ответить |
Анна Петрушева : Нина, спасибо за ваш отзыв. Вы знаете, я, честно говоря, поначалу тоже сомневалась - наш директор мне велел открытый урок провести, а потом порекомендовал на педсовете "к внедрению". Но наши педагоги действительно не прониклись. А я не сдалась: опять стиснула зубы и сказала себе : ""Дорогу осилит идущий!". Теперь вот и шагаю по ней. Пока, к сожалению, в гордом одиночестве - но - мне нравится! А главное - нравится моим ученикам!!!
01.10.2013 | нравится | 1 | ответить |
Жанна Кушунова : Добрый вечер, Анна. Ваша статья написана давно, но я роясь в просторах интернета, только что её прочитала и даже зарегистрировалась на сайте, чтобы написать Вам. Дело в том, что будучи слушательницей уровневых курсов познакомилась и "заболела" таким подходом к оцениванию. Сейчас стараюсь активно внедрять в свою работу, сложно, но интересно. Ведь сейчас обучение даже в детском саду не ради обучения, а ради оценки, т.е. звездочек, фишек и т.д. С таким подходом мы далеко не уйдем. Надо действительно активнее "внедрять" формативное оценивание в нашу практику
11.05.2014 | нравится | 0 | ответить |

 

 



ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ФОРУМ


Все материалы о конкурсе

г. Ростов-на-Дону, ул. Дачная, 97/85
+7 (863) 203-60-10

NEW! Новый тренинг "Психология нового образовательного пространства"

НТ-Групп
Визуализация информации
Наш технический партнер и консультант

Обсуждаем

  1. Мои первые шаги в технологии формативного оценивания
  2. Юбилейная выставка British Education and Training Technology
  3. Электронное учебно-методическое пособие для уроков по теме «ЛОГИКА»
  4. Проект "Компьютер времени".
  5. С Днем Учителя!
  6. Посоветуйте "лекарство" от зависимости!
  7. Новогодние подарки от SMART
  8. Как привести детей к «общему знаменателю»?
  9. Равнозначность физика и физрука - реальна?
  10. например, мои мысли по поводу системы